Частные лечебные учреждения посещают в основном клиенты, которые уже осознали свою ответственность за собственное здоровье. Таких пока меньшинство.
По уже сложившемуся в обществе стереотипу, частная клиника — учреждение не для всех. Именно поэтому мы начинаем наш разговор с генеральным директором медицинского центра «Авиценна» (Новосибирск), кандидатом медицинских наук, врачом-организатором здравоохранения Ирэной Цыцориной с самого насущного в тяжелое кризисное время — с ценовых категорий и портрета основного клиента частной клиники: кто ходит в них, сколько тратит средств. «Частные медицинские центры работают сегодня в основном в тех направлениях, которые не может c определенной долей доступности в сочетании с качеством и сервисом охватить государственное здравоохранение, — говорит она. — Поэтому неверно считать, что частные клиники существуют только для богатых клиентов. Не думаю, что хоть одно лечебное учреждение, ориентированное только на эту категорию пациентов, долго продержалось бы на рынке, по крайней мере, в нашем городе».
— Снизился ли сейчас поток клиентов в частной медицине, ведь многих должны были отпугнуть высокие тарифы на услуги? — Разберемся: что вообще считать высоким тарифом? Среднегодовой чек в нашей клинике около 20–25 тысяч рублей. Причем необязательно это деньги из кармана пациента, около 40 процентов клиентов у нас из числа застрахованных по системе добровольного медицинского страхования (ДМС). Чаще всего это сотрудники предприятий и организаций, которым работодатель предоставил возможность ДМС. Поэтому говорить о том, что мы база для обслуживания только VIP-клиентов, неправильно. По потоку пациентов весна и лето не показали значительного снижения. Лето мы прошли на уровне до 10 процентов снижения объемов оказанных услуг от своих расчетных показателей. Такое же положение и в бюджетных учреждениях, это сезонный показатель. Могу отметить, что в прошлом году мы открыли новое подразделение — диагностический центр — и практически удвоили свои амбулаторные возможности. Мы видим выполнение объемов соответственно этому удвоению.
— Но такой отток можно прогнозировать в будущем? И что могло бы его остановить? — Есть одно печальное обстоятельство: денег не хватает везде, и хотя предприятия еще страхуют сотрудников по системе ДМС, многие будут выходить из страхового поля в связи с нехваткой средств или значительно сокращать программы страхования. Как известно, профилактические мероприятия не оплачиваются в рамках большинства программ страхования. Думается, что тенденция сокращения или прекращения таких программ продолжится. Это к вопросу о продолжении оттока пациентов из частной медицины. Как видите, я не упоминала о пациентах, получающих медицинскую помощь за счет личных средств. На мой взгляд, люди, которые тратят деньги на медицинскую помощь, имеют сформированное отношение к своему здоровью, к безусловной и первоочередной важности его сохранения. Мы давно слышим о снижении объемов продаж автомобилей, недвижимости, предметов роскоши и так далее, но в последнюю очередь население прекращает заботиться о состоянии своего здоровья. Несмотря на современные посылы государства в отношении необходимости развития системы профилактики заболеваний, их ранней диагностики, профилактические мероприятия сегодня крайне непопулярны среди населения. В рамках национального проекта «Здоровье» поликлиники страны оснащались современным оборудованием, объявлялись программы дополнительной диспансеризации работающего населения и некоторых категорий детей, вакцинопрофилактика, проводились другие мероприятия государственного масштаба, но уровень заинтересованности и всеобщего участия граждан пока недостаточен. Мы, в свою очередь, разработали специальную программу диагностики, по стоимости сопоставимую с затратами на средний чек в клинике, направленную на профилактические мероприятия, даже назвали эту программу «Сканер здоровья». Ее задача — отсканировать признаки наиболее распространенных заболеваний, в том числе приводящих к ранней инвалидизации и преждевременной смертности, таких как онкологические, сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания и пищеварения, урологические и гинекологические заболевания. Мы надеемся, что наши пациенты используют такую возможность: за один–три дня пройти обследование и предотвратить возникновение необратимых заболеваний. Именно пациенты, заботящиеся о своем здоровье, должны становиться основными посетителями поликлинических учреждений. Политика, продвигаемая государством, должна быть осознана и работодателем, и страховыми компаниями, и самим пациентом. Тогда мы получим хорошие результаты по увеличению среднего срока продолжительности жизни, например. Но в первую очередь это должен понять сам гражданин.
— На что вы делаете ставку в стратегическом развитии медицинского центра? — Мы совершенно четко представляем себе, что доступность медицинской помощи в России до сих пор невелика. Когда началось выполнение национального проекта и государство обратило внимание на участковые службы, те были к тому времени полупустые. При появлении солидных доплат за работу участкового врача, педиатра и терапевта службы удалось наполнить. Но не за счет новых специалистов, просто произошел переток кадров внутри системы. Общая численность персонала не увеличилась, а вот пространство по узким специалистам, наоборот, оголилось, и теперь их не хватает. В области высокотехнологичных медицинских услуг дела также обстоят не очень здорово. Несмотря на вливание федеральных средств и софинансирование из средств бюджета области, объем недостаточен, и очередь пациентов растягивается на многие месяцы. Поэтому развиваться нам как представителям частной медицины необходимо, и есть неохваченные в должном объеме или качестве направления этого развития. Если не строить перспективных и даже в определенной степени амбициозных планов, то как-то прожив сегодняшний день, завтра ты можешь оказаться у разбитого корыта. Мы будем продолжать внедрение новых методик высокотехнологичного лечения, повышать уровень подготовки персонала, думаем о приобретении дорогостоящего оборудования, чтобы реализовать востребованные на рынке современные методы диагностики и лечения.
— Много говорят в последнее время о том, что частная и государственная медицина работают в разных условиях. Например, финансирование по ОМС недоступно частным клиникам. Есть ли примеры успешного взаимодействия частников и государства? — Наш центр уже год работает по госконтракту, выполняя заказ по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). Какая будет ситуация с бюджетом на следующий год, неясно, но есть намерение муниципалитета сохранить этот госзаказ, продолжить взаимодействие с нами. А оно действительно актуально: по статистике, более 20 процентов браков бесплодны, но метод ЭКО дает таким парам надежду на рождение ребенка. Эффективность применения этого метода на нашей базе — более 40 процентов. У нас есть все основания этим гордиться. Вообще, в систему ОМС мы пока особо не рвемся. В первую очередь потому, что тарифы в системе ОМС не покрывают реальных расходов на оказание медицинских услуг, так как в них не все статьи расходов включены. Муниципальные и областные лечебные учреждения имеют еще и определенную долю бюджетного финансирования, в рамках национального проекта добавились и средства федерального бюджета. Частная же медицина должна формировать тарифы на свои услуги с учетом необходимости покрытия всех расходов — аренда, коммунальные услуги, налоги, заработная плата и непосредственно медицинские расходы — оборудование и медикаменты, расходные материалы. Этим и объясняется разница в стоимости медицинских услуг в учреждениях различных форм собственности. Государству выгоднее взаимодействовать с частниками по направлениям, которые в государственных учреждениях отсутствуют. Медицина — это не высокодоходный бизнес, все, что она произведет, она на себя и потратит, потому что очень недешево обходятся расходные материалы, содержание зданий, оборудования, оплата труда персонала. Поэтому и бюджету очень выгодно, в конечном итоге, существование частных клиник, которые берут на себя выполнение определенных объемов медицинской помощи населению. Еще одно: в частных лечебных учреждениях в основном предоставляют амбулаторные услуги, то есть то, что и так развито в системе государственного здравоохранения. Повсеместно открываются частные кабинеты на одного врача. А что он там будет делать? Консультировать пациентов. А где больной будет обследоваться? В других диагностических центрах. Либо в своей же поликлинике сдаст анализы, то есть от частного врача придет снова в госсистему. Тогда какой прок от такого частника? Пациент может спокойно прийти к своему терапевту в поликлинику и получит такой же результат. Такую медицину нам незачем развивать, она и не должна работать в системе ОМС.
— Какую основную задачу в управлении отдельно взятым медицинским центром вы решаете сегодня? — Мы ищем пути оптимизации расходов, пути интенсификации использования материально-технических ресурсов и кадрового потенциала. Оснащаем центр современным оборудованием и привлекаем профессиональные кадры. Сегодня на базе нашего медицинского учреждения взрослые и дети могут получить амбулаторную и стационарную помощь в плановом порядке и в экстренной ситуации, практически по всем наиболее распространенным видам заболеваний.
Андрей ЧЕРНОБЫЛЕЦ, заместитель главного редактора, руководитель направления промышленности «Эксперт Сибирь»
Дробное управление
Главный врач частной клиники «Санитас» (Новосибирск) Михаил Андрушкевич:
— В целом можно отметить, что сложившаяся сегодня система управления лечебными учреждениями в частной медицине предельно экономична. Следует учитывать также, что большинство участников рынка оказания медицинских услуг — это малые и очень малые предприятия, работающие в режиме ручного управления врачами-собственниками.
Основным фактором, который усложняет сегодня управление многопрофильным медицинским центром, я бы назвал проблему нехватки квалифицированного персонала, в том числе управленческого менеджмента. Медицина сегодня работает в условиях кризиса и все нарастающего дефицита кадров. Научить управлению в медицине чрезвычайно сложно, по крайней мере, я не слышал, чтобы где-то массово и на хорошем качественном уровне готовили медиков-управленцев.
По общей ситуации в бизнесе мы видим, что проблема управления остра везде, причем на разных уровнях. Работа так называемых премиальных менеджеров стоит очень дорого. А поскольку в целом зарплаты управленцев и доходы собственников в других отраслях несопоставимы с таковыми в частной медицине, в основном управленческие функции в медицинских центрах приходится дробить и возлагать на средний персонал. Зачастую он справляется с поставленными задачами вполне успешно, а более сложные в основной массе выполняют собственники. Такая схема управления позволяет частным клиникам справляться с возникающими проблемами управления, находя для этого различные ресурсы.
Что касается предпринимаемых сегодня директорами, управленцами или владельцами медицинских центров шагов для повышения эффективности работы лечебных учреждений, то в основном они направлены на сворачивание инвестиционных программ и сокращение затрат. Например, в нашей клинике мы разработали и внедрили программу, позволяющую ежедневно отслеживать изменение цен поставщиков и мгновенно реагировать на них, а также строить прогноз на изменения этих цен. Также мы немного изменили маркетинг и теперь больше проводим бесплатных акций.
Подготовил Андрей Чернобылец.
Вся пресса за 14 сентября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|